Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 22 декабря 2012 г.

Для детей от трех лет - учимся описывать предметы


 Для детей от трех лет - учимся описывать предметы

Мало научить ребенка различать признаки: цвет, форму, размер. Нужно еще добиться, чтобы он умел учитывать их при поиске объектов, понимал инструкции, содержащие указания на эти признаки и пользовался ими для словесного описания. Вот игра, которая поможет ему в этом.
Фото: Legion-Media.Ru
Инвентарь

Для игры удобнее всего использовать набор фигурок разных форм, цветов и размеров. Нужно, чтобы их было четное число, – набор должен удобно делиться на два. В нем может быть, например, 42 фигурки: круги, квадраты и треугольники, каждого вида по 2 штуки больших и по 2 маленьких, красного, синего, желтого и зеленого цвета (пара больших красных треугольников и пара маленьких красных треугольников; пара больших синих квадратов и пара маленьких синих квадратов).
Правила

1. Сначала нужно разделить набор фигурок на две одинаковые части, одну для мамы, другую для ребенка. У каждого получится 26 фигурок, все разные. Делайте это вместе с ребенком. Он должен понимать, что у вас и у него одинаковые фигурки. Что какую бы фигурку из своих вы ни выбрали – у него есть точно такая же.
Описывайте каждую фигурку, когда двигаете ее к себе или к ребенку:
- Большой желтый кружок... тебе... Теперь мне такой же надо. Где он? Хорошо, теперь мне большой желтый кружок. Еще один тебе... Еще один – мне. Теперь давай сам. Какую фигурку ты хочешь забрать? Синий круг вот этот? Маленький? Отлично, вот синий круг тебе маленький...
Добейтесь, чтобы он говорил это сам:
- Красный большой квадрат маме... и красный большой квадрат мне!
2. Разложите все доставшиеся ребенку фигурки перед ним. А свои – спрячьте куда-нибудь: себе за спину или под лист бумаги. Выберите одну из своих фигурок и зажмите ее в кулаке.
- Угадай, какую фигурку я спрятала? Я тебе расскажу, а ты найди у себя, вот тут, какая фигурка у меня в кулаке? Вот слушай: маленький желтый треугольник! Покажи, какая? Эта? (кулак разжимается): Смотри, точно! Ты угадал! Молодец!
3. После нескольких таких попыток «перевернитесь» – выложите свои фигурки на стол, его спрячьте под лист, и предложите:
- А теперь ты спрячь фигурку. Я закрою глазки, я не смотрю. Возьми любую из своих в кулачок, спрячь за спину. Готово? Я открою глаза, а ты расскажи мне, какую фигурку ты спрятал?
Мою маленькую дочку приходилось сначала прямо за руки держать, чтобы она не закричала «Вот такую!» – и не сунула мне ее под нос. Конечно, детям проще показать, но наша задача – заставить их дать исчерпывающее словесное определение.
Если будет трудно, сначала задавайте вопросы:
- Какой она формы?
- Формы... А?
- Какой она формы? Она круг?
- Нет...
- Она квадрат?
- Квадрат...
- Квадрат. А какого она цвета?
- Зеленая.
- Зеленый квадрат. Отлично, – отложите в сторону оба зеленых квадрата, маленький и большой, – но я пока не могу выбрать. Не могу решить, такой или такой? Как ты думаешь, чего мне не хватает, чтобы выбрать? Чего я еще не знаю? Цвет я знаю. Форму я знаю. Что же ты должен мне еще сказать?....
И так далее.
4. Когда первый этап будет успешно пройден, можно играть, постоянно чередуясь, и добавив количество или другие усложняющие элементы описания:
a. два синих круга, маленький и большой;
b. большая синяя фигурка без углов;
c. две больших красных фигурки, одна треугольник, а другая без углов;
и так далее, тому подобное.
5. Если все предыдущие задачки давали возможность только одного правильного ответа, то дальше можно начать выполнять задания с возможностью нескольких правильных ответов:
a. маленький желтый квадрат и фигурка другого цвета, но такой же формы (ответом может быть красный большой квадрат, синий маленький квадрат и так далее...);
b. большая зеленая фигурка и маленький треугольник;
c. три зеленые фигурки, все разной формы...
И так далее, по пути усложнения. В этой игре нужно пользоваться речью, и ребенок должен научиться понимать смысл сложных инструкций, и сам передавать точную информацию словами.
Не стоит спешить, если именно в речевой части наших заданий ребенок затрудняется. Речь должна работать на ребенка, а не мешать ему, создавая дополнительные трудности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий